
19 июля 2023 года исполняется 40 лет государственному органу, регулирующему ядерную и радиационную безопасность в Российской Федерации.
Становление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью происходило при Министерстве среднего машиностроения СССР в 1960-х годах.
22 октября 1970 года принято постановление Совета Министров СССР «Об организации государственного надзора за обеспечением технической
и ядерной безопасности при сооружении и эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских ядерных реакторов
и установок», по которому функции надзора возлагались на 3-е Главное управление при Минздраве СССР, Госгортехнадзор СССР, Минсредмаш СССР.
В 1972 году создана специальная Инспекция по контролю за обеспечением ядерной безопасности Минсредмаша СССР.
Темпы сооружения и ввода в эксплуатацию АЭС в 1980х годах в соответствии с принятой программой сооружения АЭС предопределили потребность в создании независимого государственного органа, осуществляющего надзор за ядерной и радиационной безопасностью.
19 июля 1983 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании общесоюзного Государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в атомной энергетике (Госатомэнергонадзор СССР). Комитет создавался на базе Управления по надзору в атомной энергетике Госгортехнадзора СССР, а также подразделений Государственной инспекции по ядерной безопасности СССР Министерства среднего машиностроения СССР и Государственной контрольно-приемочной инспекции при Министерстве среднего машиностроения СССР.
Госатомэнергонадзор СССР осуществлял свою деятельность по надзору за безопасным ведением работ на объектах атомной энергетики, включая атомные станции любого назначения (атомные электростанции, атомные теплоэлектроцентрали, атомные станции теплоснабжения и другие), экспериментальные, исследовательские и материаловедческие ядерные реакторы, а в части ядерной безопасности – также на атомных энергетических установках судов и других плавучих средств гражданского назначения, а также нес ответственность за организацию и осуществление систематического и действенного государственного надзора за безопасным ведением работ в атомной энергетике, направленного на предупреждение аварий на объектах атомной энергетики, на выявление и анализ причин этих аварий и проведение необходимых профилактических мероприятий, повышение надежности и безопасности работы подконтрольного Комитету оборудования и систем объектов атомной энергетики.
Главными задачами Госатомэнергонадзора СССР являлись:
- надзор за соблюдением министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, учреждениями и должностными лицами установленных правил, норм и инструкций по ядерной и технической безопасности при проектировании, сооружении, монтаже, эксплуатации и снятии с эксплуатации объектов атомной энергетики, при конструировании и изготовлении для них оборудования, приборов и систем, при хранении и транспортировании ядерного топлива и радиоактивных отходов на указанных объектах, а также при проектировании, конструировании и изготовлении оборудования, приборов и систем для объектов атомной энергетики, сооружаемых за границей при техническом содействии Советского Союза;
- контроль за разработкой министерствами и ведомствами на основе требований научно – технического прогресса нормативно – технической документации по обеспечению безопасности объектов атомной энергетики;
- надзор за обеспечением качества изготовления подконтрольного оборудования для всех объектов атомной энергетики, а также осуществление в установленном порядке специальной технической приемки оборудования атомных станций, включая оборудование, изготовляемое в порядке кооперации на предприятиях стран – членов СЭВ и Социалистической Федеративной Республики Югославии для атомных станций, сооружаемых в СССР и за границей при техническом содействии Советского Союза;
- контроль за качеством строительства объектов атомной энергетики и монтажа оборудования на этих объектах;
- контроль за разработкой и проведением мероприятий по предупреждению аварий на объектах атомной энергетики и готовностью предприятий и организаций к ликвидации их последствий;
- контроль за обеспечением учета ядерных делящихся материалов на объектах атомной энергетики.
Впоследствии в 1989 году на базе Госатомэнергонадзора СССР и Госгортехнадзора СССР образован союзно-республиканский Госпроматомнадзор СССР.
31 декабря 1991 года создан Государственный комитет по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте Российской Федерации (Госатомнадзор РСФСР, затем – России).
Важным этапом регулирования ядерной и радиационной безопасности России явилось вступление в силу в 1995 г. Федерального закона № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», направленного на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии и призванного способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасности в области использования атомной энергии.
22 апреля 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
9 марта 2004 года Указом Президента Российской Федерации Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности переименован в Федеральную службу по атомному надзору, подчиненную Министерству промышленности и энергетики.
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004г. № 649 Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), подчиняющуюся непосредственно Правительству Российской Федерации и ведущую свою деятельность независимо от органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергии.
Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, за Ростехнадзором закреплен статус уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Сегодня регулирование безопасности осуществляется тремя управлениями центрального аппарата Ростехнадзора и шестью межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, а также организациями научно-технической поддержки Ростехнадзора ФБУ «НТЦ ЯРБ» и АО «ВО «Безопасность» на:
48 энергоблоках 11 АЭС;
63 исследовательских ядерных установках, включая находящиеся на стадии сооружения крупнейшие в мире исследовательские реакторы ПИК и МБИР;
более 1 500 предприятиях, осуществляющих проектирование систем, конструирование и изготовление оборудования для атомных станций;
12 промышленных реакторах;
21 ядерной установке по переработке ядерных материалов;
16 ядерных установках для проведения НИОКР с использованием ядерных материалов;
39 пунктах хранения ядерных материалов, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов;
13 атомных судах и 4 судах атомно-технологического обслуживания;
470 предприятиях, эксплуатирующих пункты хранения радиоактивных отходов;
50 предприятиях, осуществляющих транспортирование радиоактивных материалов;
около 2 500 предприятиях, эксплуатирующих радионуклидные источники.
Вернуться ко всем новостям